Трип 2015. Часть вторая. Первый день в Стамбуле (30 мая 2015)
Первое, что все видят на Ипподроме (он же – площадь Султанахмет) – обелиски.
Возвышается на заднем плане – Obelisk of Theodosius:
Обелиск был установлен Тутмосом III принадлежавшим к 18й Египетской династии примерно в 1450 году до нашей эры. Аналогичный обелиск был также установлен перед Храмом Амун-Ра в Карнаке.
Египетское иеролифическое письмо на обелиске (чётко различимое до сих пор) рассказывает нам что оба памятника были воздвигнуты Тутмосом в честь своего отца. Также хорошо видны прекрасно сохранившиеся изображения самого фараона и Амун-Ра.
Несколько аналогичных обелисков были вывезены из Египта в Рим, а конкретно этот, например, был заказан Константином Великим, но, по неизвестным нам причинам, доставка заняла чрезвычайно много времени и во время правления Теодосия I (Theodosius I) обелиск был вовзращён на своё место. В текущий момент он возвышается над площадью почти на двадцать метров (19.59м), однако ранее он был больше и историки гадают – то ли в своё время его повредили нечаянно, то ли “обломали” для удобства транспортировки.
В основании его находится мраморный пъедестал, изображающий различные события на Ипподроме: скачки с участием самого Императора, а также собственно возведение обелиска. Кроме того, с двух сторон пъедестала видны надписи на древнегреческом и латыни, и по всем четырём сторона – египетские иероглифы. Со временем, основание было занесено почвой, но с 1857 года, после раскопок командой британского ученого Ньютона (C.N.Newton), основание доступно для наблюдения, располагаясь в квадратном “колодце”, обнесённом перилами-ограждениями.
Впереди, витая – Змеиная колонна (тур. Yılanlı Sütun) — античная бронзовая колонна, которая является сохранившейся частью жертвенного треножника, созданного из оружия погибших в битве при Платеях (479 год до н. э.) персов во время греко-персидских войн. Изначально находилась в Дельфах, впоследствии перевезена Константином в новую столицу Римской империи Константинополь (сейчас Стамбул). Изначально 8-метровую колонну увенчивали 3 головы змеи. В 1700 году она была частично разрушена. Одна из змеиных голов находится в археологическом музее Стамбула.
Ну и в конце площади, уже буквально в двух шагах от трамвайных путей, вполне себе действующий – Немецкий Фонтан:
С ним история слегка запутана, но ничего мистического или совсем непонятного там нет: Немецкий император и Король Пруссии Вилгельм II, во время своего правления посетил несколько европейских стран, начав своё путешествие со Стамбула. Считают, что визит в Стамбул преследовал личные цели – император был заинтересован в строительстве Багдадской железной дороги, которая могла бы соединить Берлин с британской Индией через Персидский залив. В то время, Оттоманская империя не могла пойти на такие расходы, да и немецкий замысел показался подозрительным Абдулхамиду (правителю того времени). Он небезосновательно подозревал, что немецкие “историки”, работающие на территории страны, кроме всего прочего ведут разведку полезных ископаемых, что позже подтвердилось перехваченным немецким рапортом, в котором рассказывалось о богатстве нефтяных горизонтов Персидского залива. Тем не менее, во время своего первого визита в Стамбул, Вильгельм успешно подписал соглашение о продаже немецких винтовок Оттоманской империи, а во время второго визита – подписал соглашение о строительстве немецкими компаниями дороги Стамбул – Багдад. Фонтан был разработан к визиту Императора Вильгельма II и Императрицы Августины в Стамбул в 1898 году. Согласно сохранившимся записям, хотя открытие фонтана должно было состоятся 1 сентября 1900 года, в 25-ти летие восхождения Абдулхамида на трон, де факто фонтан был открыт 27 января 1901 года, на день рождения Вильгельма II. Фонтан фактически был построен в Германии, затем разобран на кусочки, переправлен в Стамбул и снова собран.
Дальше мы решили слегка подняться вверх и наткнулись на маленькое кладбище, прямо в центре города, с могилами всяких достойных граждан, очевидно, чуть более достойных чем все остальные. Отступив от темы, скажу, что в Стамбуле мы несколько раз натыкались на маленькие дворики с кладбищами внутри, так сказать, “семейные погосты”. С другой стороны – чего бы и нет-то?
Но вернусь к обнаруженному нами кладбищу. Обнаружил маленькую несостыковку: видите табличку?
Однако википедия считает что “Киприот” Мехмед Эмин Паша умер в 1871! Десять лет разницы! Кто прав интересно…
Внутри тихо, спокойно, могилки и безмятежно дрыхнущие на них котики.
На краю кладбища находится часовня для самих Шахов-правителей и членов их семей.
Возле каждого гроба история – кем был данный человек, к сожалению, очень редко дублирующаяся на английском. Многие турки стоят, читают, просвещаются.
Несколько было и детских гробиков. Я расстроился и решил что нам пора покинуть данное место. Мы пошли гулять дальше и пришли к указателю:
Как это куда? в Вавилон конечно же! Но всё же туда идти далековато, так что мы решили остановиться на местных достопримечательностях и пошли в Айю Софию.
Я не буду рассказывать и пересказывать 20 раз историю этого храма, несколько раз переходившего от христиан к мусульманам и обратно, остановлюсь на отдельных моментах.
Мою жену потрясло ещё на входе, когда она обратила внимание на каменные ступени, деформировавшиеся и вытертые от миллионов прошедших по ним ног
Кроме “стандартного” убранства храма (хотя с историей Айя Софии никаких “стандартов” быть не может), внутри можно найти два огромных сосуда для люстрации (ритуала очищения). Сосуды привезены из Пергамона во время правления султана Мурада III (между 1574 и 1595 годами). Сосуды, кроме своего размера, известны тем, что сделаны из цельных кусков мрамора.
Внутренние интерьеры прекрасны:
Отдельная моя любовь – узоры на потолках:
Чтобы не толпиться внизу, поднялись на второй этаж, на галерею:
Нам не очень повезло – половина галереи и половина основного зала были в лесах, активно шла реставрация, но это означает что через пару лет Айя София станет ещё прекрасней!
Масштабы церкви велики, а, значит, велики и масштабы ремонта, но всё равно – красота:
Из окошка видна Мечеть Султанахмет:
Но и не выходя из Айя Софии ещё есть на что посмотреть – например, остатки настенной росписи:
А ещё мне жутко понравилась форма минисветильничков, из которых сделаны все люстры во всех мечетях:
Вот светильнички Айи Софии. Да вы, наверное, уже обратили на них внимание.
Уже перед выходом мне удалось удержать на руках длинную выдержку, получился кадр, который, как мне кажется, показывает всю суть многолетних строений, в которых бегу-текут такие недолговечные люди…
Та Айя София которую мы видим – уже третья Айя София на этом месте. Во дворе сохранились небольшие остатки второй её “версии”. Вот, например, кусок барельефа с агнцами, символизирующими христианских апостолов.
Насытившись духовно, мы переключились на неторопливую прогулку и пищу телесную, после чего вернулись в номер. Продолжение в следующей серии!